Налоговые платежи организации и источники их уплаты на примере ООО «Оазис»

Налоговая тематика постоянно находится в фокусе внимания правительства страны, обеих палат российского парламента и бизнеса, поскольку имеет первостепенное значение, как для формирования бюджетов всех уровней, так и для развития экономики страны. Предпринятые в течение последних десяти лет преобразования позволили создать налоговую систему, которая адекватна состоянию российской экономики и в целом отвечает таким фундаментальным принципам, как стабильность, предсказуемость, эффективность и сбалансированность. Конечно, с оговорками: налоговая реформа еще не завершена, и некоторые острые проблемы еще предстоит решать.

В процессе хозяйственной деятельности (т.е. производства и реализации готовых товаров, работ, услуг) любое предприятие сталкивается с необходимостью исчисления и уплаты в бюджеты соответствующих уровней некоторых налогов и сборов. Налоги являются одним их основных финансовых инструментов рыночной экономики и представляют собой с одной стороны финансовую основу бюджетов разных уровней, а с другой они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли.

Основным фактором перераспределения прибыли является определенный и закрепленный за каждым налогом источник его уплаты, от состояния которого может зависеть финансовое состояние предприятия, его конкурентное положение на рынке, состояние и структуры его внутренних подразделений.

Посредством налогообложения изымаются финансовые средства предприятий и граждан в бюджет государства и регулируются условия производства и реализации товаров и услуг. Размер налоговых ставок, порядок уплаты налогов, существующие льготы и скидки по налогам создают дифференцированные условия для капиталовложений, приобретения недвижимости, инвестиций в основные производственные фонды, покупки ценных бумаг и других операций. Вся совокупность законов и правил, регламентирующих уплату налогов в данной отрасли, сфере хозяйства или регионе создают своеобразный «налоговый климат», который необходимо принимать во внимание при выборе сферы бизнеса и его текущей реализации.

Целью данной работы является определение роли налогов в воспроизводственном процессе и роли налоговых методов регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве, определение методов оптимизации налогообложения, характеристики основных видов правонарушений в сфере налогообложения, а также рассмотрение налоговой системы в целом.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:

11 стр., 5432 слов

Налоги: история, принципы и формы налогообложения

... работы является раскрытие экономической сущности налогов и налогообложения в целом, а также анализ налоговой системы ... в налогооблагаемой базе смещались от обложения множества объектов к унифицированным личным налогам, унифицированным косвенным налогам и налогам на реализацию предприятий. Большая часть налогов обеспечивалась косвенными налогами ... на всем состоянии экономики и жизни населения. ...

  • проанализировать налоговое поле предприятия;
  • определить уровень налоговой нагрузки;
  • выявить наиболее выгодный объект налогообложения для данного предприятия.

В работе использованы не только теоретические работы, но и законодательные акты, имеющие практическое значение и регламентирующие налоговую систему России.

Объектом исследования данной курсовой работы является Общество с ограниченной ответственностью «ОАЗИС», осуществляющее свою деятельность на территории Российской Федерации. ООО «ОАЗИС» занимается следующими видами экономической деятельности: деятельность ресторанов и кафе; деятельность баров; прочая деятельность по организации отдыха и развлечений.

Работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Роль налогов в воспроизводственном процессе

1.1 Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях рыночного хозяйства, является налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства.

Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого, целостного рынка. Налоговая система образует совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также формы и методы их построения. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства. Они устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов.

С экономической точки зрения, налоги представляют собой главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемых органами государственной власти. С юридической точки зрения, налоги — это устанавливаемые законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки безвозмездного изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения.

В ст. 8 части первой Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования.

Отличительными чертами любого налога являются:

  • индивидуальная безвозмездность;
  • безэквивалентность;
  • обязательность;
  • законность.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

4 стр., 1729 слов

Понятие налога , сбора , пошлины

... лицензий) 5 Сходство и различия налога, сбора и пошлины. Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными ... налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса.4 Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций ... налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов ...

Сущность налогов непосредственно проявляется в функциях. Выделяют фискальную, регулирующую (стимулирующую) и контрольную функции налогов.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Через фискальную функцию налогов происходит огосударствление части национального дохода в денежной форме, что создает объективные предпосылки для повышения роли государства. Таким образом, фискальная функция — это способность налога покрывать общественные потребности. Поэтому долгое время фискальная функция рассматривалась как самодостаточная для выражения сути и назначения налога. Сегодня в экономически слаборазвитых странах так и происходит. Там налоги в основном выполняют фискальную функцию.

Налогам присуща и контрольная функция, которая способствует количественно-качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать формирование стоимостных пропорций в обществе, налоговых поступлений в бюджет, их полноту и своевременность. Благодаря налоговому контролю оцениваются соблюдение и эффективность действия принципов налогообложения, других функций налогов и налоговой системы в целом. В результате органы государственной власти получают информацию для проведения налоговой политики на ближайшую и отдаленную перспективу. Одной из важнейших задач налогового контроля является проверка соблюдения налоговой дисциплины и налогового законодательства и всеми субъектами.

Статьей 12 НК РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов, которая включает в себя следующие элементы (рис.1 ):

1. федеральные налоги и сборы;

2. налоги и сборы субъектов Российской Федерации (или же региональные налоги);

3. местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются статьей 13 НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России. К федеральным налогам и сборам, уплачиваемым предприятиями (юридическими лицами) относятся следующие:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы;

3. единый социальный налог;

4. налог на прибыль организаций;

5. налог на добычу полезных ископаемых;

  • Рисунок 1. Федеральные, региональные, местные налоги и сборы

6. водный налог;

7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8. государственная пошлина.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии со статьей 14 НК РФ, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. На данный момент времени предприятия обязаны выплачивать следующие региональные налоги:

1. налог на имущество организаций;

2. налог на игорный бизнес;

3. транспортный налог.

Местными согласно статье 15 НК РФ признаются налоги и сборы установленные и вводимые в действие в соответствии с вышеозначенным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Исходя из текущей редакции НК РФ, предприятиями исчисляется и уплачивается только один из двух местных налогов — земельный налог, второй местный налог — на имущество физических лиц — не имеет никакого отношения к налоговым обязательствам предприятий.

Налоговый Кодекс РФ предусматривает наличие специальных налоговых режимов, которые применяются наряду с общей системой. Данные налоги были введены государством в налоговое законодательство с целью стимулирования развития и упрощения процедуры исчисления и уплаты налоговых обязательств малыми предприятиями, о чем свидетельствуют условия, в соответствии с которыми предприятия может осуществить переход к данной системе налогообложения.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов (например, таких как налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и налог на добавленную стоимость), заменяя их уплатой единого налога. К ним относятся:

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2. Упрощенная система налогообложения;

3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Первые три действительно сокращают налоговое поле предприятия до исчисления и уплаты одного совокупного налога. Последний специальный налоговый режим предусматривает освобождение налогоплательщика от исчисления и уплаты региональных и местных налогов, а так же предполагает особое налогообложения по всем федеральным налогам и сборам. В соответствии со ст. 346. Налогового кодекса РФ:

1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. Изменить выбранный объект налогообложения можно до 20 декабря.

2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса); налога на имущество организаций; налога на добавленную стоимость (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности)).

3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц; налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности); налога на добавленную стоимость (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности)).

Иные налоги уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

4. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных настоящим Кодексом.

Объектом налогообложения признаются:

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов.

Ставка налога:

  • 6% (при выборе объекта налогообложения «доходы»);
  • 15% (при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы»

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

С 2010 года все работодатели вместо единого социального налога (ЕСН) уплачивают страховые взносы в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Плательщиками страховых взносов являются:

  • лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
  • индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, непроизводящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам (самозанятое население).

Если плательщик относится к нескольким категориям, он уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

Организации и индивидуальные предприниматели производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, медицинское страхование, в фонд социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в редакции Федерального закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ), налогоплательщики в течение 2011-2012 годов применяют тарифы страховые взносы, приведенные в таблице 1.

Таблица 1.

Страховые взносы, применяемые налогоплательщиками в 2011-2012 годах

Наименование

2011 год

2012 год

Пенсионный фонд Российской Федерации

— страховая часть пенсии

— накопительная часть пенсии

26 %

20 %

6%

22%

16%

6%

Фонд социального страхования Российской Федерации

2,9 %

2,9%

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

3,1%

5,1 %

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

2 %

Общая ставка страховых взносов

34 %

32%

Начиная с 2012 года ставка страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации уменьшилась с 26% до 22%. При этом была проиндексирована и облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. Он вырос с 463 000 рублей до 512 000 рублей. Также установлен тариф страхового взноса свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов в размере 10 процентов. Ставка страховых взносов в ФСС и ФОМС в 2012 году не изменилась и осталась на уровне 2011 года. Отменены страховые взносы в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

1.2 Налоговая и учетная политика организации как инструменты регулирования налоговых платежей

Любой экономический субъект может, не нарушая действующего законодательства, а на вполне на законных основаниях оптимизировать свое налоговое бремя, используя именно инструменты оптимизации: налоговая и учетная политика.

Учетная политика организации представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Хотя бухгалтерский учет регламентируется едиными нормами, но в пределах единых норм существуют возможности выбора методов учета, позволяющих регулировать финансовые потоки организации, влиять на величину финансовых показателей результатов и на величину налоговых платежей организации. Влиять на финансовые результаты в рамках учетной политики можно различными путями: регулированием оценок активов, распределением доходов и расходов между отчетными периодами.

При этом учетной политике присущи следующие основные принципы:

1. единство учетной политики на предприятии;

2. отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности, включая расходы и пассивы, чем потенциальные доходы и активы;

3. отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

4. рациональность и экономность ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности.

Эффект налоговой экономии достигается за счет уменьшения величины налоговых платежей и за счет их уплаты в последние дни установленного срока. Благодаря этой экономии сокращается потребность в оборотных средствах, несколько дополнительных дней денежные средства находятся в обороте и обеспечивают увеличение доходов организации.

Основными факторами, влияющими на выбор и обоснование учетной политики, являются следующие:

1. организационно-правовая форма, форма собственности;

2. отраслевая принадлежность или вид деятельности;

3. соотношение с системой налогообложения;

4. возможность принятия самостоятельных решений в вопросах ценообразования либо ее отсутствие из-за антимонопольного регулирования и из-за регулирования цен в естественных монополиях, регулирования цен на социально значимые товары;

5. система информационного обеспечения деятельности предприятия;

6. наличие необходимой базы данных;

7. наличие определенного квалификационного уровня персонала и действующей системы его материальной заинтересованности в эффективной хозяйственной деятельности предприятия и ответственности за выполняемые функции;

8. цели и задачи экономического развития предприятия на перспективу.

Однако не все аспекты варьирования в бухгалтерском учете могут быть учтены при налогообложении.

Так, например, доходы и расходы для целей налогообложения согласно ст. 271-273 главы 25 НК РФ могут быть определены двумя методами: методом начислений и кассовым, в то время как для целей бухгалтерского учета — только методом начислений (ПБУ №9/99 «Доходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999г. N 32н).

В случае определения доходов от реализации для целей налогообложения кассовым методом у организации оборотные средства в виде налоговых платежей не изымаются, в то время как при методе начислений налоговые обязательства возникают до завершения оборота средств организации.

Иными словами, возникает ситуация, когда реально объект налогообложения не появился, а налоги нужно платить. Основные предпосылки оптимизации налогообложения можно представить в следующих вариантах учетной политики.

Для целей налогообложения прибыли амортизацию начисляют одним из методов, предусмотренных ст. 259 гл. 25 НК РФ — линейным или нелинейным. Кроме того, для целей налогообложения может применяться ускоренная амортизация, регламентируемая постановлением Правительства РФ от ?9.08.94 N967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов». Для целей бухгалтерского учета организации, использующие ускоренную амортизацию, могут применять один из четырех способов амортизации, предусмотренных в п. 4.2 ПБУ №6/97. В том случае, если амортизационные отчисления, исчисленные используемым в организации способом, окажутся больше суммы отчислений, исчисленной при ускоренной амортизации, производится корректировка прибыли в общеустановленном порядке.

Следует отметить, что практика применения ускоренной амортизации сопряжена для организаций с определенными трудностями.

Основная причина — множественность условий, при которых возможно проведение ускоренной амортизации.

Кроме того, политика проведения ускоренной амортизации ведет к завышению себестоимости и, как следствие, — к завышению цен реализации на производимую продукцию, что может снизить конкурентоспособность организации, или к снижению прибыли.

В то же время амортизационные отчисления по ускоренной амортизации позволяют уменьшить среднегодовую стоимость имущества организации и соответственно ведут к уменьшению выплат по налогу на имущество.

При применении способов списания производственных запасов в целях оптимизации налогообложения наиболее выгодно использование метода ЛИФО.

При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся на складе на конец отчетного периода, производится по фактической себестоимости ранних по времени закупок, что приводит к увеличению себестоимости продукции и соответствующему уменьшению налога на имущество, а в себестоимости реализованной продукции учитывается по стоимости поздних по времени закупок, что приводит к увеличению себестоимости и соответствующему уменьшению налога на прибыль.

Начисление различных видов резервов (на предстоящие отпуска, на ремонт основных средств), при имеющихся суммах отклонений в структуре себестоимости позволяет равномерно распределить налоговые платежи во времени их уплаты.

Варьирование методами учета различных объектов влияет, прежде всего, на величину налога на прибыль и налога на имущество организаций.

Возможности минимизации налоговых платежей не ограничиваются приведенными тремя моделями бухгалтерского и соответствующего ему налогового учета. Этих возможностей гораздо больше, так как различное сочетание вариантов формирует десятки комбинаций, каждая из которых составляет отдельную модель учета. Иными словами, каждая организация, решая задачу оптимизации налогообложения, выбирает из десятков моделей одну, призванную обеспечить оптимальное налоговое планирование при заданных производственных и финансовых результатах деятельности.

В итоге общие подходы организации по формированию налоговой базы по налогам и специфика способов формирования информации о порядке их исчисления определяются в специальном внутреннем регламенте «Учетной политике организации для целей налогообложения».

Таким образом, при формировании учетной политики организации для целей налогообложения предоставляется возможность аргументировано обосновывать выбранный вариант исчисления налоговой базы и, следовательно, минимизировать свои налоговые риски.

Особенности избранной учетной политики могут оказывать определенное влияние не только на налогообложение, но и на финансовые результаты и показатели эффективности финансовой деятельности экономического субъекта. Так как выбор учетной политики сводится к выбору методики учета, то на основе действующих общих правил ведения бухгалтерского учета организация имеет право самостоятельно:

1. устанавливать порядок исчисления износа по основным средствам и нематериальным активам;

2. определять порядок списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции;

3. выбирать способ начисления износа по основным средствам;

4. выбирать вариант синтетического учета производственных запасов;

5. выбирать способ группировки и списания затрат на производство; выбирать способ учета выпуска продукции.

На финансовые показатели воздействуют следующие основные элементы учетной политики: способ начисления амортизации; способ оценки запасов материальных ресурсов; способ оценки незавершенного производства; способ оценки остатков готовой продукции; создание резервных фондов.

Формируя учетную политику, организация выбирает те способы и методы учета, которые позволяют обеспечить рост собственного капитала, улучшение использования внеоборотных и оборотных активов.

Оценивая влияние учетной политики на финансовые показатели и налогообложение, необходимо учитывать воздействие учетной политики на следующие показатели: прибыль, нераспределенную прибыль, налоговые обязательства, накопленную амортизацию, свободные денежные средства, показатели финансовой устойчивости, показатели ликвидности и доходности капитала.

Сочетание методов оптимизации налогообложения через учетную политику и через применение налоговых льгот, прямо предусмотренных налоговым законодательством, является наиболее выгодным для экономического субъекта.

налоговый регулирование бюджет фонд

1.3 Методы снижения налоговых обязательств

В настоящее время существует множество методов снижения налоговых обязательств хозяйствующего субъекта, но, несмотря на это администрация экономических субъектов зачастую прибегает к внеправовым методам снижения налогообложения, широко используемым в бизнесе, таким как неоприходование выручки от реализации, неоприходование товарно-материальных ценностей, незаконное использование налоговых льгот, заключение мнимых и притворных сделок.

Уклонение от уплаты налогов — целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему избежать или уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Эти действия характеризуются следующими обязательными признаками:

  • во-первых, активными действиями налогоплательщиков;
  • во-вторых, их направленностью на снижение размера налоговых отчислений.

В этой связи, необходимо отметить, что сами по себе неумышленные действия (небрежность, счетная ошибка) не могут рассматриваться в качестве способа уклонения от уплаты налогов.

Обход налогов — форма минимизации налоговых обязательств, при которой юридическое или физическое лицо посредством активных, чаще правомерных, действий выводит себя из категории налогоплательщиков того или иного налога и, следовательно, не уплачивает налог. В зависимости от законности действий предприятий и граждан, способы обхода налогов можно разделить на 2 группы: правомерные и неправомерные.

К правомерным действиям относятся следующие:

— воздержание от осуществления деятельности, результаты которой подлежат налогообложению, однако он непопулярен и неэффективен, так как может частично или полностью парализовать хозяйственную деятельность предприятия или предпринимателя и не оправдать себя с точки зрения получения выгоды от такой деятельности;

— организация деятельности юридического лица, при которой оно не будет являться налогоплательщиком;

— осуществление юридическим лицом деятельности, результаты которой не подлежат налогообложению в силу закона;

— осуществление юридическим или физическим лицом деятельности, доходы от которой не подлежат налогообложению;

Вторую группу составляют неправомерные способы:

  • осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации;

Налоговое планирование, налоговая оптимизация (уклонение от уплаты налогов без нарушения законодательства) — форма снижения размера налоговых обязательств посредством целенаправленных планомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательных льгот, приемов и механизмов, а также действий, направленных на правомерный обход налогов, то есть такие действия не имеют состава преступления или правонарушения и не влекут неблагоприятных последствий в виде уголовной и административной ответственности. Налоговое планирование отличается от обхода налогов тем, что рассчитано на более длительный срок (несколько отчетных периодов).

Причины уклонения от уплаты налогов различны, стремление избежать их есть своеобразная реакция на любые налоговые мероприятия государства и обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал или доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освящены законом. Проблема криминогенности в налоговой сфере всегда стоит на первом месте. Можно выделить следующие:

Причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов:

моральные;

  • политические;
  • экономические;
  • правовые.

Моральные причины порождаются существом и характером налоговых законов, а также налоговой системой в целом. В случае непосильного «налогового гнета», когда налогоплательщик фактически «работает на государство» и отдает ему львиную долю своих доходов, у него рождается чувство подавления его государством. Как ответная реакция на такое подавление выступает уклонение от уплаты налогов.

Политические причины — когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, но и как инструмент социальной или экономической политики. Как инструмент социальной политики налоги проявляются, когда класс, стоящий у власти, использует их для подавления другого класса. Как инструмент экономической политики налоги проявляются в том, что государство повышает налоги на некоторые отрасли производства с целью уменьшения их удельного веса в экономике и наоборот.

Экономические причины подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов также довольно часто. Их можно разделить на два вида:

  • причины, которые зависят от финансового состояния налогоплательщика
  • причины, порожденные экономической конъюнктурой.

Финансовое положение иногда является решающим фактором. Если финансовое положение предприятия стабильно, то оно вряд ли станет на путь уклонения от уплаты налогов.

Правовые причины кроются в сложности налоговой системы, которая препятствует эффективности налогового контроля, в результате чего налогоплательщик может избежать уплаты налогов.

Уклонение от уплаты налогов имеет отрицательные последствия, как для экономики, так и для государства в целом. Государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, поэтому ему приходиться ограничивать реализацию некоторых государственных программ, не выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы и т.д. Кроме того, неуплата налогов может иметь серьезные последствия в виде нарушения принципов конкуренции. Поэтому в настоящий момент пресечение попыток неуплаты налогов возведено в ранг государственной налоговой политики.

2.1 Анализ финансового состояния исследуемого предприятия

ООО «ОАЗИС» (в дальнейшем «Общество») представляет собой общество с ограниченной ответственностью, является юридическим лицом, имеет расчетный счет. Общество основано в 2006 году. Общество зарегистрировано в порядке, установленном Гражданским Кодексом Российской Федерации, и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом. Учредителем общество является одно физическое лицо. Размер уставного капитала составляет 15 000 рублей.

В ООО «ОАЗИС» доходы формируются за счет основного вида деятельности — деятельность ресторанов и баров.

В 2011 году были совершены операции по оказанию услуг на общую сумму 5 036 534 рублей. Средняя численность работников ООО «ОАЗИС» в 2011 году составило 14 человек. Основных средств на балансе предприятия нет.

ООО «ОАЗИС» работает по упрощенной системе налогообложения. ООО «ОАЗИС» удовлетворяет требованиям налогового законодательства, предъявляемым к предприятиям, решившим вести упрощенную систему учета и отчетности (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Упрощенная система налогообложения

Элемент режима / особенность

Характеристика

Нормативное обеспечение

1

2

3

Налогоплательщики

Соответствующие условиям применения УСНО и уведомившие налоговый орган:

— организации

— индивидуальные предприниматели

Статьи 346.11,346.12 НК РФ

Условия применения режима

Установлен ряд ограничений:

— для перехода на УСНО

— для применения УСНО

При несоблюдении ограничений осуществляется возврат на общий режим налогообложения

Статьи 346.12,346.13 НК РФ

Процедура перехода

Необходимо с 1 октября по 30 ноября подать заявление в налоговый орган (вновь созданные организации и зарегистрированные предприниматели могут подать заявление при постановке на налоговый учет.)

В налоговом органе необходимо зарегистрировать Книгу учета доходов и расходов:

— до начала налогового периода, если она ведется на бумажном носителе

— по окончании налогового периода, если она ведется в электронном виде

Статья 346.13 НК РФ;

Переходные положения

Переход на УСНО прямо влияет на исчисление НДС

Статья 346.25,гл. 21 НК РФ

Объект

По выбору:

— доходы

— доходы, уменьшенные на величину расходов

Статья 346.14 НК РФ

Выбор объекта налогообложения

Добровольный

Изменение объекта налогообложения невозможно в течение всего срока применения УСНО

Новым налогоплательщикам после подачи заявления можно поменять объект налогообложения, уведомив об этом налоговый орган до 20 декабря.

Статьи 346.13,346.14 НК РФ

Налоговая база и порядок исчисления налога

Установлены в зависимости от выбранного объекта налогообложения

Статьи 346.18,346.21 НК РФ

Налоговая ставка

6% доходов

15% доходов, уменьшенных на величину расходов, но не менее суммы минимального налога — 1% от доходов

Статьи 346.18,346.20 НК РФ

Налоговые льготы

Не установлены

Глава 26.2 НК РФ

Уменьшение суммы налога

Для объекта налогообложения «доходы» установлены два вида вычетов, уменьшающих сумму налога:

— страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

— уплачиваемые за свой счет работникам суммы пособий по временной нетрудоспособности

— взносы в ФСС

Глава 26.2, ст. 346.21 НК РФ

Налоговый (отчетный) период

Налоговый период — календарный год

Отчетные периоды — календарный год

Статья 346.19 НК РФ

Порядок уплаты налога

Уплата налога и квартальных авансовых платежей производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) единым платежом с последующим распределением по бюджетам органами федерального казначейства КБК

Статьи 346.21,346.22 НК РФ;

Срок уплаты налога

ежеквартально не позднее:

— 25 апреля

— 25 июля

— 25 октября.

По итогам налогового периода не позднее: 31 марта

Минимальный налог уплачивается исключительно по итогам налогового периода не позднее 31 марта

Статьи 346.21,346.23 НК РФ;

Отчетность по налогу

По истечении налогового (отчетного)периода налоговые декларации по утвержденной МНС России форме представляются в налоговые органы по месту нахождения организации (месту жительства предпринимателя) Книга учета доходов и расходов не является отчетностью по налогу

Статья 346.23 НК РФ; Приказ МНС России от 12.11.2002 N БГ-3-22/647

Сроки подачи отчетности

По итогам налогового периода не позднее:

— для организаций — 31 марта

— для предпринимателей — 30 апреля

Статья 346.23 НК РФ; Приказ МНС России от 12.11.2002 N БГ-3-22/647

Ответственность налогоплательщиков

Применяются общие положения НК РФ

Главы 15, 16 НК РФ;

Обязательные виды учета и отчетности

Организации и предприниматели обязаны вести:

— налоговый учет на основе Книги учета доходов и расходов

— учет показателей по прочим налогам, сборам и взносам

— учет показателей по налогам, исчисляемых в качестве налоговых агентов

— бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов

Организации и предприниматели обязаны соблюдать порядок представления статистической отчетности.

Организации обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций.

Статьи 346.11,346.24 НК РФ;

Уплата иных налогов и сборов

Уплачиваются все иные налоги и сборы, за исключением:

— налога на прибыль организаций (для предпринимателей — налога на доходы физических лиц в части доходов от предпринимательской деятельности)

— НДС (за исключением «ввозного»)

— налога на имущество предприятий (для предпринимателей — налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности)

В общем порядке уплачиваются:

— страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

— страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

— страховые взносы в ФСС на случай временной нетрудоспособности и материнством.

За налогоплательщиками сохраняются обязанности налоговых агентов

Статья 346.11 НК РФ и законы о налогах (сборах); Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ; Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ; Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ

Возврат на общий режим налогообложения

Добровольный возврат возможен лишь с начала нового календарного года, если не нарушены условия применения УСНО.

Возврат на общий режим налогообложения обязателен в случае превышения ограничений по доходу или остаточной стоимости ОС и НМА -с начала квартала, в котором было допущено превышение.

О переходе необходимо уведомить налоговый орган:

— при превышении указанных ограничений — в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода

— при добровольном переходе — с начала нового года не позднее 15 января

Налогоплательщик вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Возврат на общий режим налогообложения в случае нарушения иных условий применения УСНО — с начала квартала, в котором было допущено нарушение.

Статьи 346.12,346.13 НК РФ;

Переходные положения при возврате на общий режим налогообложения

Установлены для организаций при переходе на общий режим налогообложения с использованием метода начислений.

Статья 346.25 НК РФ

2.2 Анализ состояния расчетов предприятия с бюджетами разных уровней и с оциальными фондами

Любое предприятие, осуществляющее свою деятельность на территории Российской Федерации, должно исчислять и уплачивать некоторый набор налогов и сборов, которые в свою очередь могут быть федеральными, региональными и местными. Весь спектр уплачиваемых предприятием налогов формирует налоговое поле данного предприятия, которое может быть неоднозначным в каждом конкретном случае, особенно тогда, когда предприятие рассчитывает и уплачивает налоги, входящие в систему специальных налоговых режимов. Рассчитаем налоговое поле предприятия ООО «ОАЗИС» (см. таблицу 3)

Таблица 3.

Налоговое поле предприятия ООО «ОАЗИС» за 2011 год

Вид налога

Ставка налога

Сумма

Налоги в ПФ РФ

31,1%

437 020,00

Налоги в ФСС

3,1%

43 561,57

НДФЛ

13%

166 177,00

Налог УСНО

6%

151 096,00

Всего

53,2%

797 854,57

Общество с ограниченной ответственностью «ОАЗИС» выбрал объектом налогообложения — доходы. Ставка по данному объекту 6 %.

Рассчитаем сумму налога при данной процентной ставке.

Доход за 2011 год составил 5 036 534 рублей.

5 036 534 * 6 % = 302 192 рублей

В соответствии со статьёй 346.21 «Порядок исчисления и уплаты налога», налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам в течение налогового периода из средств налогоплательщика пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Сумма, уплаченных ООО «ОАЗИС» в ПФР за 2011 год составила 437 020 рублей. Что составляет 31,1% от начисленной за год заработной платы работникам 1 405 212 рублей, из которых 20% составляют отчисления на страховую часть пенсии 289 974 рубля, 6% на накопительную часть пенсии 75 381 рубль, 3,1% в ФФОМС 43 561 рублей, и 2% в ТФОМС 28 104 рубля.

Сумма, уплаченных Обществом страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2011 год составила 2 810,42 рубля. Уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством в 2011 году Обществом не производилось, так как начисленная сумма за 2011 год 40 751,15 рублей пошла на покрытие расходов Общества на цели обязательного социального страхования.

Сумма пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные работникам за счет средств работодателя ООО «ОАЗИС» в 2011 году составила 3 983 рубля.

Следовательно, уменьшаем сумму налога на 50%.

302 192 * 50% = 151 096 рублей.

Итак, сумма налога при объекте налогообложения доходы составит 151 096 рублей.

А теперь рассчитаем сумму налога, если бы объектом налогообложения были доходы, уменьшенные на величину расходов.

Основные статьи расходов ООО «ОАЗИС» за 2011 год, взятые из оборотно — сальдовых ведомостей по счетам 51и 50.1и анализа счета 71.1:

— оплата труда 1 409 164,05 рублей.

— оплата налогов (ПФР, ФСС) — 439 775,73 рубля.

— оплата поставщикам товаров — 1 449 609,01 рублей

— оплата поставщикам услуг — 126 605,78 рублей

— оплата аренды и коммунальных услуг — 846 130 рублей

— услуги банка — 28 894,67 рублей

— оплата услуг охраны — 22 078,80 рублей

— хозяйственные расходы — 469 110,92 рубля

Общая сумма подтвержденных расходов Общества в 2011 году составило 4 791 368,96 рублей.

5 036 534 — 4 791 369 = 245 165 рублей. (налоговая база)

В соответствии со статьей 346. 20 «Налоговые ставки», в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

245 165 * 15% =36 775 рублей.

В соответствии со статьей 346. 18 «Налоговая база» налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.

Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса.

Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Рассчитаем сумму минимального налога.

5 036 534 * 1% = 50 365 рублей.

Следовательно, если бы объектом налогообложения были доходы, уменьшенные на величину расходов, налог был бы меньше. Но следует учесть, что все расходы должны быть подтверждены документально.

А теперь рассчитаем уровень налоговой нагрузки на предприятии ООО « ОАЗИС». На микроэкономическом уровне показатель налоговой нагрузки отражает долю совокупного дохода налогоплательщика, который изымается в бюджет. Показатель рассчитывается как отношение суммы всех начисленных налоговых платежей организации к объему реализации продукции (работ, услуг).

Расчет основан на Налоговом Кодексе РФ. В состав налогов входит: налог на УСНО, НДФЛ, ФСС, налог в ПФ РФ.

Совокупная налоговая нагрузка предприятия — это отношение всех начисленных налоговых платежей к выручке от продажи товаров (работ, услуг) за отчетный период, включая доходы от прочих поступлений. Совокупная налоговая нагрузка = Доходы / Совокупные налоговые платежи x 100%. (см. таблица 4)

Таблица 4.

Уровень налоговой нагрузки на предприятии ООО «ОАЗИС» при объекте налогообложения «доходы»

Показатели

2011 год

Общая величина доходов предприятия (руб)

5 036 534

Налоговые платежи, всего (руб)

797 854

Уровень налоговой нагрузки, %

6%

Для большей убедительности, рассчитаем уровень налоговой нагрузки при объекте налогообложения « доходы — расходы» (см. таблица 5)

Таблица 5.

Уровень налоговой нагрузки на предприятии ООО «ОАЗИС» При объекте налогообложения «доходы — расходы»

Показатели

2011 год

Общая величина доходов предприятия (руб)

5 036 534

Налоговые платежи, всего (руб)

697 123

Уровень налоговой нагрузки, %

7%

Мы видим, что уровень налоговой нагрузки при объекте налогообложения « доходы — расходы» меньше на 1% ,следовательно, более выгоден для данного предприятия.

На данный момент руководство предприятия рассматривает вопрос об изменении объекта налогообложения, так как данный объект, на данный момент, не выгоден для этого предприятия.

Вопрос о налогообложении малого бизнеса приобрел особую актуальность в переходной экономике России. Наличие малоэффективных производств, снижение занятости, социальные и, как следствие, политические проблемы делают жизненно необходимым создание условий для деятельности в независимых от государства и крупного капитала сферах самостоятельной и инициативной, но не имеющей стартового капитала, части населения страны. Эта задача в сложившейся ситуации является не менее важной, чем извлечение дополнительных доходов бюджета. Создание простого и ясного налогового режима, сопровождающегося снижением издержек по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило бы разрешить ряд проблем, стоящих в настоящее время перед российским обществом. Между тем, предоставление возможности использовать особый режим для малого бизнеса следует рассматривать как льготу, которая не должна быть использована крупными предприятиями.

Предлагаемая система налогообложения включает выделение трех уровней налогоплательщиков. Первую группу составляет крупный бизнес, доход которого который должен подлежать налогообложению на начисленной основе и определяться с применением стандартных методов бухгалтерского учета. Вторая группа включает в себя малое предпринимательство. Предприятие, удовлетворяющее критерию, имеет право вместо налога на прибыль платить налог на потоки денежных средств, который рассчитывается вместе упрощенной системе. Третью группу составляют предприятия, которые имеют оборот, позволяющий не входить в режим налогообложения НДС. Для этих предприятий должны применяться методы на основе вмененного дохода, оцененного по косвенным признакам. Перечень предлагаемых ограничений включает в себя ограничение на участие в капитале предприятия юридических лиц, ограничение на определенные виды деятельности, ограничение на участие в международной торговле. Эти меры должны снизить возможность применения методов упрощенного учета теми налогоплательщиками, для которых они не предназначены.

Применение упрощенных методов предполагает добровольность для налогоплательщиков. То есть возможность применения упрощенных методов ограничена рядом критериев, но принятие системы налогообложения более высокого уровня, то есть предназначенной для категории более крупных налогоплательщиков, является правом каждого предприятия с единственным ограничением — изменение принятой системы не должно происходить слишком часто. Таким образом, использование для малого бизнеса формальных, исключительных налогов, оспоримых в том смысле, что налогоплательщик имеет право использовать более общую систему учета.

В первой главе курсовой работы были рассмотрены основные проблемы налогообложения, государственное регулирование деятельности предприятия, возможные способы ухода от уплаты налогов. Во второй главе работы был сделан анализ налогообложения в ООО «ОАЗИС». Анализ показал, что данному предприятию выгоднее перейти на объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов.

В заключительной части курсовой работы выделяются основные проблемы налогообложения и пути возможного их решения.

1 Налоговый кодекс по сост. на 1 марта 2012 г. — программа Кодекс.

2 Вылкова Е.С., Романовский MB. Налоговое планирование. — СПб.: Питер, 2007. — 634 с.

3 Девликамова Г. Налоговый анализ как составная часть анализа хозяйственной деятельности предприятия // Финансы. — 2006. — №8. — С. 40-42.

4 Джаарбеков Станислав Налоговое планирование = оптимизация налогообложения // Финансовый директор. — 2007. — № 1.-С. 2-9.

5 Дранко О.И. Финансовый менеджмент: Технологии управления финансами предприятии. — М.: ЮНИТИ, 2006. — 384 с.

6 Кирова Е.А. Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты //Финансы. -2008. -№ 9.-С. 21-22.

7 Ковалев В.В. Финансы предприятий. — М.: Проспект, 2007. — 352 с.

8 Ковалева A.M. Финансы фирмы — М.: ИНФРА-М, 2008. — 496 с.

9 Меркулова Т. А. Налогообложения. — Ульяновск, 2007. — 112 с.

10 Миляков Н.В. Налоги и налогообложение.- М.: ИНФРА-М, 2008. — 304 с.

11 Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / под ред. Е.Н. Евстигнеева- СПб.: Питер, 2008. — 336 с.

12 Налоги: учеб. пособие / под ред. Д.Г. Черника. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 544 с.

13 Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для вузов. -7-е изд., доп. и перераб. — М.: МЦФЭР. 2006. — 592 с.

14 Половинкин С.А. Управление финансами предприятия — М.: ФБК-Пресс, 2007. — 376 с.

15 Сергеева Т.Ю. Методы и схемы оптимизации налогообложения: практическое пособие.-М.: Экзамен, 2007. — 176 с.