Социальная работа с семьями «группы риска» (на примере Центра социальной помощи семье и детям Невского района)

Ответственные

1

Изучение семей «группы риска»

Специалист по социальной работе

2

Знакомство родителей с законодательными актами федерального, регионального уровня

Специалист по социальной работе

3

Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности

Социальный педагог

Специалист по социальной работе

4

Социально-психологическое просвещение:

Родительский лекторий:

Воспитательный потенциал семьи.

Значение воспоминании о собственных детских переживаниях в культуре родительства.

Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.

Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.

Психология потребностей: разумные потребности и псевдопотребности.

Педагогическая запущенность подростка ее причины.

Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.

Правовая и экономическая защита личности ребенка.

Педагогическое консультирование:

Права и обязанности родителей

Воспитываем детей здоровыми вместе

Поиск ключа здоровья

Проблемы подросткового возраста

Моя семья — моя крепость

Здоровая семья — здоровые дети

Родительские посиделки:

Вместе весело — врозь хоть брось!

Мама — самое святое слово!

Традиции моей семьи.

Семь — Я!

Социальный педагог

Специалист по социальной работе

Психолог

5

Семейное консультирование семей «группы риска»

Социальный педагог

Социальный работник

Психолог

6

Организация встреч специалистов служб ОСЗНс родителями для доплаты прожиточного минимума по ГСП и решения ТЖС , рассмотрения других вариантов социальной помощи

Специалист по социальной работе

7

Приглашение родителей на заседания школьного Совета профилактики правонарушений и безнадзорности

Социальный педагог

8

Содействие в устройстве на курсы, переквалификации , повышении квалификации, получении специальности

Социальный педагог

Психолог

Специалист по социальной работе

9

Индивидуальная работа с психологом

Психолог

Индивидуальная работа с социальным педагогом

Социальный педагог

Посещение семей на дому

Социальный педагог

Специалист по социальной работе

Организация встреч со специалистами ОСЗН для решения жилищных проблем, путём осведомления и участия семей в государственных программах

Специалист по социальной работе

13

Проведение профилактических акций:

Операция «Мой дом»

Операция «Режим дня»

Операция «Безнадзорник»

Рейд «Ночной дозор»

Акция «Милиция — детям»

Операция «Всеобуч»

Специалист по социальной работе

14

Интерактивные формы работы с семьями «группы риска»:

-анкетирование родителей и детей из семей «группы риска» с целью выявления степени неблагополучия;

— тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальных явлений в семье;

— тренинги для детей из семей «группы риска», направленные на преодоление дезадаптации.

Социальный педагог

Психолог

Организационно-методическая работа

1

Принятие программы «Здоровая семья — счастливые дети»

Директор центра

2

Составление и корректировка банка данных на различные категории семей

( многодетные, неполные, находящиеся в СОП)

Социальный работник

3

Проведение консультаций, педагогических советов, семинаров, совещаний при директоре на тему

« Работа социального учреждения с семьей «группы риска» как источником безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних»

Администрация

Социальный педагог, психолог, социальный работник, специалист по социальной работе

4

Информационный стенд для родителей

Социальный работник

5

Публикации, статьи на сайт центра и в СМИ по работе с семьями «группы риска»

Социальный работник

Специалист по социальной работе

6

Методическая разработка « Работа с семьями «группы риска»»

Социальный педагог, психолог, социальный работник

Ожидаемые результаты реализации программы «здоровая семья — счастливые дети».

Количественные результаты:

Снижение количества семей » группы риска».

Улучшение микроклимата в семьях, сведение к минимуму конфликтности семей «группы риска».

Снижение материальных и жилищно-бытовых проблем , путём взаимодействия с ОСЗН.

Качественные результаты:

У родителей повысится ответственность за воспитание детей, появится желание изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи.

У родителей повысится уровень знаний в области правовых вопросов.

Установление доверительных детско-родительских отношений, устранение конфликтов между детьми и родителями.

Повышение эффективности работы центра путем внедрения инновационных программ работы с семьями «группы риска».

Заключение

Семейное воспитание — это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, в которой происходит ни с чем не сравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка. Теория семейного воспитания занимает видное место в трудах А.С. Макаренко, П.Ф. Каптерева, Л.В. Загик, С.В.Ковалева, Т.А. Марковой и многих других.

В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей[9, c.18].

Особенности семьи «группы риска» заключаются в том, что семья имеет относительные материальные блага, жилищные проблемы, алкогольная зависимость родителей или одного их них, алкогольная зависимость родителя в неполной семье, семья с опекунами (престарелыми, педагогически неграмотными, употребляющими алкоголь),родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними.

Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывают негативные психические, физические и другие изменения в организме и личности ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям. Детям из семей «группы риска» свойственно: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себяв общественных местах; неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам; гиперсексуальность, нарушения половой ориентации; воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень; отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность; утрата интереса к знаниям; дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков,курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.).

Проведенное нами исследование указало на основные проблемы с которыми сталкиваются семьи «группы риска». Своевременное комплексное оказание помощи может иметь очень позитивное влияние на такие пограничные семьи.

Кульминацией данной работы стала разработанная программа, направленная на преодоление основных трудностей семей «группы риска». Её комплексное внедрение в работу социального центра может оказать продуктивное влияние на становление морального и физического здоровья семей «группы риска».

Список литературы

Бареева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. — М., 2006. — 138 с.

Безопасность в семье. Безопасность на улице. Безопасность в обществе: методический сборник в помощь специалистам государственных и общественных структур. — Арзамас, 2008. — 194 с.

Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. — М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. — 110 с.

Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной семье: Монография. — М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2005. — 284 с.

Винтин И.А., Кузьменко Т.В. Роль социальных служб в планировании семьи. Аспект перинатальной психологии. — Саранск, 2007. -105 с.

Государственная семейная политика. — М.,2008.- 15c.

Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социология для социальной работы. — М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2006. — 164 с. 10. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. — М.: «Генезис», 2009. — 232 с.

Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 351 с.

Желтушко Р. Работа социального педагога в неблагополучной семье: программа деятельности Социальная педагогика в России. — М.: Современное образование, 2008. — 137 с.

За безопасность семьи: Методические материалы из опыта работы центра социально-психологической помощи семье. — Арзамас, 2011.- c.

Захаров А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. Вопросы психологии.: Спб. — Изд-во Речь, 2007. — 215 с.

Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособиедля студ. Высш. Учеб. заведений. — М: Издательский центр «Академия», 2010. — 128 с.

Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: история, состояние, тенденции, перспективы. — М.: Флинта, 2006. — 512 с.

Куприна А.И. Работа психолога с неблагополучными семьями Перспективы развития практической психологии. — Шадринск, 2007. — 118 с.

Методы работы с неблагополучными семьями: сборник вариативных программ. — Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007.- с.

Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях Вопросы психологии. 2012. -167 с.

Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2006. — 345 с.

Назарова И.Б. Социальная работа с незащищенными группами населения. — М.: Московский общественный научный фонд, 2007. — 430 с.

Новикова Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами Семья и формирование личности. М., 2011. 194 с.

Особенности семьи группы риска — http://steps.ucoz.ru/publ/2-1-0-5

Опыт реализации молодежной семейной политики в субъектах Российской Федерации. — М., 2009. — 164 с.

Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. — СПб., 2011.-132c.

Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. — М., 2009. — 89c.

Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска» / Под научной редакцией С.А. Лисицина, С.В. Тарасова. — СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2006. — 228 с.

От истоков социальной помощи до новейшей истории социальной работы в России / Подред. П.Я. Циткилова. — Новочеркасск: Новочеркас. гос. техн. Ун-т, 2006. — 240 с.

Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. — М. 2008. — 310 с.

Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Ученое пособие. — 4-е изд. — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 476 с.

Проблема сиротства и деятельность учреждений, замещающих семейное воспитание.- Вып.2.- Москва, 1991. — 69c.

Программа сотрудничества ЕС и России; Проект «Дети и молодежь групп риска». — Майкоп: «Качество», 2006. — 169 с.

Психологическоесопровождениелиц, пережившихнасилие в семье: Научно-методическое пособие / Подред. проф. Ю.П. Платонова. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2008. -234 с.

Розелли Н. Социальная работа.- М.: Социнновация, 2012 .- 94c.

Ростовская Т.К. Молодая семья в современном российском обществе. — Иваново: Изд-воИван. Гос. Ун-та, 2005. — 107 с.

Савинов Л.И. Семьеведение. Уч. Пособие. — Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2011. — 113 c.

Саралиева З.Х. Программа и тексты к учебному курсу «Семья — клиент социальной работы». Ч. 1. — Н.Н.: НИСОЦ, 2006. — 646 с.

Селиванова О.А., Фалько В.В. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» Педагогика. — 2006. — №6. — 138 с.

Социальная работа / Подред. В.И. Курбатова. — Ростов-н/Д: Феникс, 2005. — 580 с.

Социальная работа: теория и практика / Подред. А. Сорвина. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 420 с.

Современная воспитательная группа. Пособие для сотрудников социальных учреждений — Москва 2007 — с.

Столин В. В. Психологические основы семейной терапии Вопросы психологии. 1982 №4

Стош Н.Н. Организация работы социально-педагогической службы с учащимися «группы риска» Сацыяльно — педагогическая работа. — 2006. — с.

Терентьева А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы //Семейная психология и семейная терапия. 2006 №3. — 123 с.

Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА_М, 2005. — 400 с.

Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я — дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. — М.: ИНФРА_М, 2006. — 100 с.

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей Понятие и типы неблагополучных семей — М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. — 272 с.

Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная психотерапия. — Москва, 1991 — 100 c.

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курслекций. — М., 2010. -89 с.

Шульга Т.И., слот В. Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 2011. -143 с.

Чалдин Р. Психология влияния. Спб., 2010. -156 с.

Чорбинский С.А. Социальная работа и социальные программы в США. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2005. — 261 с.

Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.Н. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. — СПб., 2006. -324 с.

ЭйдемиллерЭ.Г., Юстицкий В. Семейная психотерапия. Л., 2012. -274с.

Энциклопедия социальной работы. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2005. — 752 с

Приложение 1

Здравствуйте, меня зовут Белякова Вероника, Я представляю Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной работы. Цель опроса — выявить проблемы с которыми сталкиваются семьи в трудной жизненной ситуации.

Просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Я гарантирую полную конфиденциальность Ваших ответов, которые впоследствии будут использованы только в совокупности с ответами других респондентов..

Анкета :« Характеристика семьи».

К какому из предложенных вариантов Вы можете отнести свои жилищные условия?

1)отличные

2)хорошие

3)нормальные

4)не пригодные для житья

Из скольки членов состоит Ваша семья?

1)многопоколенная

2)у ребёнка оба родителя

3) у ребёнка один из родителей

4)ребёнка воспитывают ближние родственники

Как Вы можете охарактеризовать своё материальное положение?

1) в семье имеется достаток

2)материальных проблем не возникает

3)денег постоянно не хватает

4)денег нету даже на еду

Есть ли у кого-то из членов семьи любого рода зависимость?

1)есть и не у одного

2)есть у одного

3)в семье никто не зависимость

Как Вы охарактеризуете Ваши семейные отношения?

1)конфликтные

2)крайне конфликтные

3)члены семьи не общаются

4)приятельские

Как реагируют дети на семейные конфликты?

переживают,плачут;

становятся на сторону одного из родителей;

пытаются помирить;

уходят из дома;

замыкаются в себе;

относятся безразлично;

становятся озлобленными, неуправляемыми;

пытаются найти поддержку в других людях.

Как вы можете оценить успеваемость Вашего ребёнка в школе?

1)высокая

2)средняя

3)низкая

4)не успевает

Есть ли у семьи общие интересы занятия ( поход в кино, театр, совместные прогулки , ужины)?

1)постоянно

2)по праздникам

3)редко

4)никогда

Чем ребёнок занимается в свободное время?

1)сидит дома

2)проводит время со сверстниками

3)кружки, занятия

4)не знаете

Имеется ли у кого-нибудь из членов семьи тяжёлое заболевание?

1)да

2)нет

Спасибо за участие в анкетировании!

Приложение 2

Здравствуйте,меня зовут Белякова Вероника, Я представляю Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы. Цель опроса — определить эффективность деятельности центра.

Просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Я гарантирую полную конфиденциальность Ваших ответов, которые впоследствии будут использованы только в совокупности с ответами других респондентов..

Заранее спасибо за участие!

Анкета: «Характеристика центра».

Давно ли Вы являетесь клиентами Центра помощи семье и детям Невского района?

а. около месяца

б. около полугода

в. около года

г. более чем год

Это Ваше первое обращение за помощью в данный центр?

а. первое

б. повторное

в. обращения периодические

Данный центр выбран Вами по причине:

а. направили сюда

б. рядом с домом

в. у центра хорошая репутация

г. посоветовали обратить сюда

Обозначьте причину Вашего обращения в данный центр:

а. психофизическое насилие

б. алкогольная зависимость кого-то из семьи

в. трудная жизненная ситуация

г. трудное материальное положение

С какими специалистами Вы работаете?

а. психолог

б. специалист по социальной работе

в. социальный педагог

г. юрист

д. с несколькими

Помощь данных специалистов оказывает реальное воздействие на Вашу жизнь?

а. да

б. нет

в. не могу ответить на данный вопрос

Считаете ли Вы, что данному центру не хватает ресурсов для осуществления своей деятельности?

а. нет

б. не хватает персонала

в. не хватает денежных ресурсов

г. не хватает хорошей организации

Напишите, пожалуйста, какую эффективную помощь мог бы оказать Центр, что бы решить Вашу проблему?

Как Вы можете оценить реальную помощь центра?

а. эффективная

б. средняя

в. неэффективная

Если у кого-то из Вашего окружения возникнет похожая ситуация , Вы посоветуете обратиться в Центр помощи семье и детям Калининского района?

а. да

б. нет

Большое спасибо за участие в анкетировании!

Приложение 3

Интервью (Предполагаемые темы беседы).

Добрый день. Меня зовут Вероника, я студентка государственного

института Психологии и социальной работы. Можно задать Вам несколько вопросов?

Расскажите пожалуйста , каковы основные направления деятельности Центра помощи семье и детям Калининского района?

Каким категориям граждан Вы готовы предоставить свою помощь?

На какой основе предоставляются Ваши услуги , т. е. каждый может себе их позволить?

Какое отделение занимается семьями «группы риска»?

Много ли семей обращаются за помощью?

Как проходит работа с данной категорией?

Многим ли удаётся помочь?

Часто ли происходят повторные обращения в Ваш центр?

Кто финансирует данное учреждение?

С какими проблемами сталкивается отделение?

На Ваш взгляд , есть ли проблемы в оказании помощи, и что нужно для их устранения?

Большое спасибо за участие в интервью!