Доходы и расходы органов государственной власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит. Дефицит или профицит денежных средств может иметь место, как в отношении государственного бюджета, так и в отношении внебюджетных фондов.
Профицит государственного бюджета — превышение суммы доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов над расходами и чистым кредитованием.
Дефицит государственного бюджета — превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов.
Такой концептуальный подход к понятию профицита и дефицита позволяет определить, в какой мере сектор государственного управления покрывает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государственной политики кредиты за счет доходов, официальных трансфертов и сумм получаемых от погашения ранее выданных им займов без увеличения своих долговых обязательств и без уменьшения объема ликвидных средств. Исходя из этого принципа, профицит равен доходам и официальным трансфертам минус расходы на товары, услуги, трансферты и минус чистое кредитование; а дефицит — расходам на товары, услуги и трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и минус официальные трансферты. Превышение доходов над расходами (профицит) принято показывать с положительным знаком, а дефицит — с отрицательным. Дефицит покрывается за счет финансирования, величина которого равна дефициту, но имеет противоположной знак .
Наличие дефицита или профицита сопряжено с признанием необязательного сбалансирования поступлений и платежей и возможности использования государственных финансов для регулирования экономического развития путем изменения государственных доходов и расходов. Величина дефицита и профицита и их отношение к ВВП являются основными итоговыми финансовыми показателями сектора государственного управления. Наличие дефицита нередко является симптомом неблагополучного состояния государственных финансов.
Государственный долг
... покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами балансирования доходов и ... держателями государственного долга, и должниками по нему. Поэтому очевидно, что нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. ...
Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.
Войны требуют использования ресурсов на вооружение и содержание армии. При этом напряжение возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, денежной эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведет к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако остается фактом, что продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета.
Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит.
Рост дефицита может быть связан с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью (в частности, на содержание управленческого персонала, дотация убыточным отраслям и др.).
Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут вести к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.
Наличие хронических бюджетных дефицитов в мировой практике свидетельствует о существовании определенного причинно-следственного механизма. Причинно-следственная диалектика бюджетных дефицитов следующая: в первую очередь, бюджетный дефицит влияет на сокращение объема сбережений в общенациональном масштабе, которое вызывает рост процентной ставки, меньшей доступности кредитных ресурсов для частного сектора. В результате повышается обменный курс национальной валюты, что влечет уменьшение объемов инвестиций и экспорта, увеличение импорта. Такое состояние обуславливает дефицит внешнеторгового баланса, в результате чего возникает дефицит платежного баланса Эти негативные последствия имеют текущий характер и проявляются в течение бюджетного процесса.
Однако уменьшение объемов других видов деятельности, обусловленная дефицитом, может иметь и более отдаленные негативные побочные эффекты. Например, спад инвестиционной деятельности влечет сокращение акционерного капитала, производственных мощностей, объемов производства. Такое сокращение является причиной снижения уровня производительности труда и реальной зарплаты, что негативно влияет на проценты, ренту. Соответственно, продолжает наращиваться государственная задолженность, в результате чего снижается доверие инвесторов, сокращаются иностранные инвестиции, нерезиденты вывозят свой капитал за границу. В результате формируется чрезмерный государственный долг, который создает риск дефолтолта.
Эссе. В чем проявляется влияние экономического кризиса на структуру республиканского бюджета.
Особо инфы нету. Есть только на примере кризиса 2008-2009.
Доходы федерального бюджета, обеспечение их роста
... для обеспечения их функций. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой - выступают объектом дальнейшего перераспределения. 2. Структура доходов федерального бюджета В составе доходов федерального бюджета выделены ...
Бюджетная политика Казахстана в 2007–2008 годах оставалась стабильной, с профицитом бюджета и низким уровнем государственного долга. В 2008 году благодаря высоким ценам на нефть исполнение доходов бюджета не стало проблемой для правительства. Положительную роль тут сыграло и введение с мая 2008 года таможенной пошлины на экспорт нефти. В результате таможенные доходы в 2008 году выросли в три раза по сравнению с 2007 годом.
В 2009 году вступил в силу Налоговый кодекс, которым были предусмотрены некоторые новшества:
- снижены ставки на корпоративный подоходный налог1 с 30 % до 20 %, отменены требования по уплате авансовых платежей для малого и среднего бизнеса;
- снижен НДС с 13 % до 12 %, в два раза увеличен объем минимального оборота, не облагаемого НДС;
- введена единая ставка социального налога — 11 % вместо регрессивной шкалы.
Падение цен на нефть, снижение налоговых ставок, замедление деловой активности вызвали снижение доходов бюджета в 2009 году (см. табл. 1).
Однако поступления от продажи углеводородных ресурсов, доля которого выросла с 40 % до 60 % экcпорта, позволяли ежегодно наращивать расходы бюджета темпами, превышающими темпы экономического роста. Рекордный рост расходов в 2005 году объясняется проведением в тот год президентских выборов. Такой уровень расходов поддерживался массированными вливаниями в бюджет из Национального фонда. Совокупные расходы из Национального фонда за 2008–2009 годы составили 16,3 млрд долл.
В 2008 году рост ВВП снизился до 3,2 %. Но наиболее сильно влияние глобального кризиса на экономику Казахстана сказалось в 2009 году, когда значительное падение произошло в обрабатывающей промышленности, строительстве, торговле, транспорте, финансовой деятельности, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. В результате рост ВВП Казахстана в 2009 году составил лишь 1,2 %, что является самым низким уровнем начиная с 1999 года.
Таблица 1. Структура доходов республиканского бюджета, % ВВП